Вы не авторизованы.Или даже не зарегистрированы.
Посты (ликбез для Миланы и сочувствующих)   
Автор:  Профессор Преображенский - 10 Февраля 2005 15:54:34
православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.К числу многодневных принадлежат посты: 1) св. четыредесятницы; 2) постап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостольским. Так как начало этого П. зависит от праздника Пасхи, то он бывает то короче, то продолжительнее. При наибольшей продолжительности он обнимает шесть недель, при наименьшей - неделю с днем. Начало его восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях , но особенно часты упоминания о нем становятся с IV в. (св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий). 3) Успенский П. (впросторечии - госпожинки), в честь Пресв. Богородицы, продолжается от 1 до 15 августа. По строгости пощения он приближается к великому; ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня. Церковь всегда рассматривала этот пост какдревнее установление, сохраняющееся по не писанному преданию. Древнейшееупоминание о нем, под именем поста осеннего, встречается у ЛьваВеликого. В древней церкви были разногласия касательно продолжительностиэтого поста; поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этотдень некоторые разрешали себе употребление мясной пищи. Окончательно устранены эти сомнения соборным определением 1166 г. 4) Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней, почемуназывается также четыредесятницею. Другое название его филипповский пост(в просторечии - филипповки), так как в день его начала, 14 ноября,празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближаетсяк посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20-годекабря, т. е. в дни пред празднества Рождества. Христова, и достигаетвысшей степени в последний день, так называемый сочевник (сочельник). Пообычаю православных, в этот день П. хранится до вечерней звезды. Ясные упоминания о рождественском. П. встречаются только с IV в. В V в. ЛевВел. называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы засобранные плоды. Количество дней этого поста в древности в разныхцерквах было неодинаково. Однообразный порядок в этом отношенииустановлен на соборе константинопольском 1166. К числу однодневных П.принадлежат: а) пост в среду и пяток, установленный церковью по причиневспоминаемых в эти дни событий - предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смертиЕго. В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней П. истояния, так как в эти дни верующие, как бы стоя на страже, проводили вбогослужении целую ночь. Пост в эти дни соблюдался до девятого (третьего пополудни) часа. В среды и пятки некоторых седмиц П., по правиламцеркви, не имеет места. Таковы: седмица пасхальная, рассматриваемая как один светлый день, седмица Пятидесятницы; так называемые. святки, т. е.период времени в двенадцать дней от Рождества. Христова до Богоявления,кроме последнего дня (крещенского сочевника); седмица мытаря и фарисея;седмица сырная, б) П. в праздник Воздвижения Креста Господня, 14сентября; в) П. в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя ГосподняИоанна, 29 августа, и г) П. в навечерие Богоявления Господня, 5 января.
Посты - учреждение христианской. церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений надчувственными. П. существовали еще в ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере 1. Христа(Mф. IV, 2) и апостолов (Деян. XIII, XIV). Древнейшие из церковных писателей - Ипполит, Тертуллиан, Епифаний, Августин, Иероним - говорят,что апостолы установили П. в 40 дней, подражая примерам Моисея (Исх.XXXIV, 28), Илии (3 Цар. XIX, 8) и самого Иисуса Христа, постившегося 40 дней в пустыне. Отсюда древнейшее название главного или великого христианского П. у греков - tessarakosth, четыредесятница. Папа Лев Iназывает четыредесятницу apostolica institutio (quadraginta dierumjejunils), а Иероним - преданием апостольским (traditio apostolorum). Помнению некоторых ученых, П. состоял сначала из 40 часов, а не дней;Тертуллиан говорит о П. "нескольких" дней, Ириней замечает, что еслиодни постились день или два, то другие - "много" (plures) дней. У некоторых других писателей II и III в. говорится, что в эти века вошло в обычай поститься более двух суток (пятница и суббота пред днем Пасхи).По Дионисию Александрийскому, П. пред Пасхой продолжался "шесть дней".Этот П. носил название предпасхального. Таким образом представляется правдоподобным мнение некоторых западных ученых (Baillet - в его"Истории вел. поста"), что если четыредесятница и существовала с первых времен церкви, то не повсеместно. Обыкновенно думают, что она сложиласьв. постоянный сорокадневный П. во II или III в., одновременно сучреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественное принятие которых в церковь приурочивалось ко дню Пасхи: по чувству братства и любви, в П. оглашенных и кающихся стали принимать участие всеверующие. Златоуст, как на причину учреждения четыредесятницы, указываетна то, что вместо прежнего обычая причащаться каждый воскресный день, по мере ослабления ревности к церкви, явилось обыкновение причащаться только в особенно торжественные дни, каковы Великий четверг и Пасха.Чтобы в эти дни можно было приступать к таинству достойно, отцы церкви иучредили четыредесятницу. В IV в., по свидетельству Василия Вел. иГригория Нисского, Великий П. пред Пасхой существовал в церквиповсеместно, но и после того он не всегда содержал в себе именно 40 днейи начинался не везде одинаково; церковь не стесняла в этом отношении поместных обычаев. В древней церкви П. был очень строг, выражаясь или вне ядении в течение более или менее продолжительного времени, или всухо ядении (xerojagia) ежедневного, но не ранее вечера. По словам Тертуллиана, во время пощения не давалась даже вода. Пруденций, в одном гимне (de Fructuoso), сообщает, что св. мученик отказался во время страданий от поданной ему чаши воды по той причине, что день его мучений был постный. "Постановления апостольские" (ст. 17) поставляют П. во вкушении лишь хлеба и овощей, запрещая мясо и вино. На Западе, посвидетельству Тертуллиана, сухоядение, как форма П., существовало со IIв. На Востоке, по Вальсамону, сухоядение (сушеные плоды и овощи)держалоcь, как форма П, до XII в, на Западе - до VII в., когда постными яствами стали считаться не только овощи, но также рыба, а иногда и водяные птицы. Чаще, однако, одна замена мяса рыбой не считалась П.Всякая радость считалась нарушением П. По словам Тертуллиана, считалось несовместным с П. даже церковное "лобзание мира". Общим правилом было избегать обременения себя какою бы то ни было пищей и совершенно устранять такую пищу, которая раздражающим и возбуждающим образом действует на организм. В последующее время особое внимание церкви к П.было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили П. наравне свысшими нравственными обязанностями христианства (монтанисты,манихейство), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрий, Иовиниан,Вигилянций). Учение древней церкви о постах суммировано гангрскимсобором, который подвергает анафеме как тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает П., установленные церковью, так и тех, кто осуждает собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Позже на Востоке церковное значение П. было усилено; грех нарушения установленного П. был приравниваем к ереси. Этот взгляд на П; перешел в Россию вместе с христианством; отсюда берет начало то особое уважение к П., какое существует доселе в русской церкви и в русском народе. На Западе периодически являлись попытки ослабить авторитет древне-церковного учения о П., который, все более и более усиливаясь, привели к совершенному отрицанию П. в протестантстве Законодательство государственное, на Востоке и на Западе,покровительствовало постам. На дни великого П. закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки,кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство; к этому времени приурочивались дела благотворительности. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпускали их на свободу. Великий П. был преимущественно временем проповеди в храмах. С появлением монашества П. сделался предметом одного из монашеских обетов и принадлежностью монашеской жизни. Монашествующиена Востоке обязательно постились ежедневно до 9 часа (3 часа дня по нашему времени), в дни установленных П. - до вечера; иные - "постники" -налагали на себя обет гораздо более продолжительного пощения. Влияние монастырей развивало в населении любовь к постничеству. Христианская вечеря (соеnа) во время П. бывшая единственной трапезой в продолжениедня, резко отличала христиан от язычников, имевших привычку есть часто.Отличительные черты богослужения великопостного - см. в "ПостнойТриоди". Ср. ст. В. С. Соловьева, "Пост" ("Правосл. Обозрение", 1884,1); "Посты", свящ. Воздвиженского (там же, 1883); в "Христ. Чтении"подробно изложение богослужения четыредесятницы, прот. В. И. Барсова(1842 и сл.); прот. А. И. Парвов, "Пост четыредесятницы по древним.правилам и обычаям" ("Христ. Чтение", 1863).

PS Принимаю извинения от Миланы. Вам не мокро?





Edit: 10 Февраля 2005 16:08:37
[Окунуться в контекст] [Вернуться в Курилку]